-->
anoex.rusitemap

Экспертный профиль

Психологическая экспертизаЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, РЕШАЕМЫЕ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ  ПРОЦЕССЕ.

 

1.  Установление психологической совместимости детей с  каждым их двух родителей, усыновителей, опекунов при определении места жительства ребенка (детей)

 

Психологическая экспертиза— Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка, влияет ли на его психоэмоциональное состояние, его психическое развитие, адаптацию индивидуально-психологические особенности родителей (опекунов), их стиль общения, взаимоотношения, если да, то как?

— Каково отношение несовершеннолетнего к каждому из родителей?

— Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка и его родителей (опекунов), систему их взаимоотношений, а так же учитывая конкретные ситуации, с кем их родителей  наиболее благоприятно постоянное проживание ребенка?

— Учитывая индивидуально — психологические особенности конкретного лица, систему его ценностей, мотивации присущи ли ему качества, благодаря которым он мог бы обеспечивать полноценное воспитание ребенка?

 

2. Психологические исследования, связанные с признанием сделки недействительной.

— Имелись ли у N возрастные и индивидуально-психологические особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, характера, которые могли в существенной степени снизить его способность понимать значение своих действий при составлении сделки (завещания)?

— Имелись ли у N черты повышенной внушаемости, подверженности чужому влиянию?

— Имеются ли в материалах дела данные, характеризующие личность N и его отношения с М, которые бы свидетельствовали о том, что он при оформлении сделки (завещания) находился под психологическим давлением, принуждением?

— Предполагает ли заболевание N состояние повышенной внушаемости, подверженности внешнему влиянию?

— Способен ли был N при наличии имеющихся у него заболеваний отдавать себе отчёт в последствии своих действий по отношению к другим людям при написании завещания?

— Имеются ли у N психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать угрозу обмана при длительном психологическом воздействии в форме заботы, уговоров, внушения?

— Какова степень доверчивости N? Степень волевой сопротивляемости внушению, психологическому нажиму, запугиванию?

— Мог ли N быть уверенным, что реализация произведённой сделки с М будет только после смерти N, а до этого момента он будет проживать в квартире один, получая от М содержание и физическую помощь?

Психологическая экспертиза— Учитывая психические особенности и состояние N, условия, в которых воспринимались события (длительные уговоры произвести дарение в форме заботы об испытуемом и его имуществе), мог ли он правильно воспринимать во времени и критически отнестись к навязываемой опеке (к стремлению М лишить его общения с друзьями, знакомыми, квартирантами), сделать вывод об угрозе своему благополучию?

— В каком психическом состоянии находился N в период, непосредственно предшествующий совершению сделки, желал ли он эту сделку, понимал ли существо сделки?

— Каково было психическое состояние N в момент восприятия сделки, совершаемой у нотариуса, мог ли N правильно воспринимать сделку?

 

3. Психологические исследования, связанные с причинением морального вреда.

 

— Каковы основные индивидуальные особенности памяти, мышления, воображения, внимания N?

— Имеются ли у N психологические особенности, существенно влияющие на способность правильно воспринимать последствия травмы, события?

— Имеются ли у N личностные психологические особенности, особые свойства эмоционально-волевой сферы?

— Каково было психологическое состояние N в ситуации, составляющей содержание данного дела?

— Учитывая психологические особенности N и его психическое состояние, мог ли он правильно понимать значение нанесенной ему физической травмы?

— Каковы основные психологические (характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные или иные) особенности N?

— Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, а если имеются, то какие, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний наступившего морального вреда?

— В какой мере отразился моральный вред, причиненный N, на основных показателях его психического состояния и деятельности?

— В какой мере отразились действия по причинению смерти М на основных показателях психического состояния и деятельности N?

— Имеются ли у N индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать существенное влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний, связанных с причинением смерти М?

— Затронута ли иерархия основных жизненных ценностей N, не нанесен ли ей ущерб?

— Имеются ли признаки иных неблагоприятных изменений в личности подэкспертного, если имеются, то в чем они выражаются?

— Усиливаются ли у N нравственные страдания в связи с постоянным контактом М (с местом гибели М и т.д.)?

 

4. Комплексное психолого-лингвистическое исследование  речи (текста) на предмет определения признаков порочащих честь, достоинство, деловую репутацию.

Психологическая экспертиза— Содержатся ли в (текстовом сообщении, рекламе, высказываниях и т.д.) иносказания, умолчания, содержащие скрытый смысл, которые могут порочить честь и достоинство лица (указать конкретное лицо),  организации (указать название организации)?

—  Следует ли из содержания текста, высказывания, рекламы, сообщения и т.д., что … (привести возможное понимание)? Допускает ли этот текст, сообщение и т.д. иное понимание?

— Какое психологическое воздействие может (призван)оказать данный документ?

— Является ли сочетание текста, изображения и символики, используемых в данном документе (материале), однозначно понимаемыми в современном общественном сознании как выражение совершенно определенных  идеологических убеждений, если да, то каких именно?

 

 5. Исследование любых видов психологического воздействия на человека:

— Может ли оказать / оказало ли (конкретное событие, явление, предметы, высказывания и т.д.) какое- либо (конкретизировать интересующее) воздействие на психически здоровых  людей/  на человека или N (указать определенное лицо)?

 

Материалы, необходимые для производства экспертизы в отношении живых лиц.

При проведении экспертизы могут использоваться любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материалы- источники должны  содержать  следующую информацию :

1) общие психологические сведения о субъекте – показания родственников и знакомых, неформальные характеристики о развитии, жизни конкретного лица, его привычках, характере, стереотипах поведения, особенностях взаимоотношений с людьми , социальном и профессиональном статусе. Трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневники, рисунки), аудио или видеозаписи, справки, медицинская документация, прочее.

2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности ( в том числе поведения ) субъекта в определенный значимый момент —  протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого (все протоколы показаний, особенно если показания меняются или дополняются), потерпевшего, свидетелей (фиксировать внимание на сведениях о внешнем виде, мимике, пантомимике, внешних действиях обвиняемого) – очень важно чтобы соблюдалась дословность высказываний, что позволит отследить особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты, специфику лексики; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия (место расположение тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления), заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

Представляемые на исследование материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа. Полнота информации, достаточность исходных данных обуславливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов, сокращают сроки исполнения экспертизы. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным.

Кроме того, при проведении СПЭ необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.

 

Материалы, необходимые для производства психолого-лингвистических экспертиз.

При проведении экспертизы могут использоваться текстовые, речевые источники информации, любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психолого-лингвистическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу. Так же необходимы данные об обстоятельствах дела или об иных важных для правосудия событиях, для того что бы более полно и объективно исследовать  особенности когнитивной и эмоциональной составляющей текста, речи, сообщения и т.д. в рамках определенной ситуации.

Приведенный выше перечень вопросов является примерным и для более эффективного использования возможностей данного вида экспертизы рекомендуется во всех случаях при назначении экспертизы согласовывать вопросы с экспертом.

Экспертизу проводит  опытный эксперт-психолог, имеющий государственную аттестацию на право производства судебных психологических экспертизы, прошедший подготовку по экспертной специальности, утвержденной Минюстом РФ

(8412) 56-51-18;

56-66-37