-->
anoex.rusitemap

Экспертный профиль

Психологическая экспертизаЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, РЕШАЕМЫЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

1. Исследование индивидуально- психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

-Каковы индивидуально психологические особенности обвиняемого ( подсудимого)?

-Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как…(перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?

-Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

 

2. Определение состояния  аффекта  либо иного эмоционального состояния у обвиняемого (подсудимого), существенно повлиявшего на  его сознание и деятельность в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

Психологическая экспертиза-Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему деяний в состоянии аффекта либо иного эмоционального состояния, существенно повлиявшего на  его сознание и деятельность?

 

3. Исследование способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

-Каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические характеристики подростка?

-Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии не связанное с психическим расстройством?

-Каковы особенности психического состояния конкретного лица в период инкриминируемых ему действий?

-Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния, учитывая его психическое состояние и индивидуально-психологические особенности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими?

 

4. Исследование способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

-Способно ли лицо, в отношении которого проводится исследование, с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания?

 

5. Исследование способности потерпевшего по делам об изнасилованиях понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление виновному:

-Способна ли потерпевшая(ий) с учетом ее (его) психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий и (или) оказывать сопротивление.

 

6. Исследование психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству во время и в период предшествующий смерти  лица, окончившего жизнь самоубийством.

-В каком психическом состоянии находилось конкретное лицо в период, предшествующий  самоубийству ( смерти  )?

-Существует ли причинно- следственная связь между действиями обвиняемого (указать какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествующий смерти?

 

7. Установление структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности ее участников, которые позволяют занимать лидирующее или иное положение в группе.

-Каковы индивидуально-психологические особенности личности подследственных?

-Кто из подследственных имеет психологические особенности личности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе?

-Кому из подследственных присущи такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, зависимость или повышенная агрессивность, жестокость (в зависимости от того, что интересует следствие)?

-Имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности и если имеются, то в чем они конкретно выражаются?

 

8. Исследование соответствия психологических и психофизиологических особенностей оператора (различного профиля: водителя, летчика, оператора установок и т.д.) требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП).

-Находился ли в каком-нибудь особом психическом состоянии обвиняемый (потерпевший)  до и в момент чрезвычайного происшествия?

-Мог ли обвиняемый (потерпевший), исходя из его индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, выполнять действия, требующиеся в объективно сложной ситуации?

-Мог ли обвиняемый (потерпевший), исходя из его индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить  обстоятельства происшествия в своих показаниях?

 

9. Исследование порнографической продукции.

— Имеют ли находящиеся на представленных носителях (видеокассеты, дискеты, жесткие диски компьютеров, CD/DVD-диски и т.п.) фото- видео-материалы (либо представленные предметы) порнографический характер ?

– Имеются ли в Интернет сайтах, копии которых представлены на исследование, материалы порнографического характера?

— Содержатся ли в представленных на исследование материалах информация, оказывающая негативное психологическое воздействие на несовершеннолетнего воспринимающего?

 

10. Комплексное психолого-лингвистическое исследование на предмет определения признаков разжигания  национальной, религиозной розни, ненависти, по принципу превосходства либо неполноценности.

Психологическая экспертиза— Содержится ли в представленных материалах, призыв к физическому насилию по признаку национальности, расы, религии?

— Содержится ли в представленных материалах информация, побуждающая к действиям против какой-либо расы или отдельных лиц как ее представителей?

— Содержатся ли в представленных материалах психо-лингвистические признаки, указывающие на действия, направленные на пропаганду национальной или расовой вражды, унижение национального достоинства, а равно пропагандирующие исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к национальной или расовой принадлежности?

— На какую целевую аудиторию направлен данный материал?

— Какое психологическое воздействие призван оказать данный материал?

— Является ли данный материал цельным по композиции и содержанию, каков жанр данного документа?

— Является ли сочетание текста, изображения и символики, используемых в данном документе (материале), однозначно понимаемыми в современном общественном сознании как выражение совершенно определенных политико-идеологических убеждений, если да, то каких именно?

 

11.  Комплексное психолого-лингвистическое исследование на предмет определения особенностей восприятия речи, текста, наименований (понимание, воздействие).

Экспертиза говорящего лица (состояния, психологические характеристики, коммуникативные функции)

— Содержатся ли в речи, тексте, рекламе,  сообщении и т.п. языковые средства (особые языковые средства), которые могут оказать какое- либо (конкретизировать интересующее) воздействие на человека (конкретизировать), аудиторию?

— Если да, то каков механизм психолого-лингвистического воздействия?

—  Следует ли из содержания текста, рекламы, сообщения и т.д., что … (привести возможное понимание)? Допускает ли этот текст, сообщение и т.д. иное понимание?

—  Не содержит ли данное наименование, название и.т.п. (указать какое) или его элементы информации, способной ввести в заблуждение потребителя относительно товара (услуги) или его изготовителя?

— Не противоречит ли данное наименование, название принципам гуманности и морали? Не содержит ли оно явной или скрытой пропаганды (наркотиков, насилия, расовой ненависти и т.п.)?

— Находился ли в каком –нибудь (конкретизировать интересующее) эмоциональном состоянии говорящий, автор текста? Если да, то в каком?

—  Присутствуют ли  в тексте, сообщении, разговоре и т.п. какие- нибудь  речевые и языковые средства, позволяющие говорить о возрастном периоде, уровне образования, социальных, национальных, профессиональных, территориальных характеристиках (уточнить интересующие) говорящего, автора и т.п.?


Материалы, необходимые для производства экспертизы в отношении живых лиц.

При проведении экспертизы могут использоваться любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материалы (источники) должны  содержать  следующую информацию :

1) общие психологические сведения о субъекте – показания родственников и знакомых, неформальные характеристики о развитии, жизни конкретного лица, его привычках, характере, стереотипах поведения, особенностях взаимоотношений с людьми , социальном и профессиональном статусе. Трудовые книжки, послужные списки, продукты психической деятельности (авторские произведения, письма, дневники, рисунки), аудио или видеозаписи, справки, медицинская документация, прочее.

2) сведения о психическом состоянии и особенностях психической деятельности ( в том числе поведения ) субъекта в определенный значимый момент —  протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого (все протоколы показаний, особенно если показания меняются или дополняются), потерпевшего, свидетелей (фиксировать внимание на сведениях о внешнем виде, мимике, пантомимике, внешних действиях обвиняемого) – очень важно чтобы соблюдалась дословность высказываний, что позволит отследить особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты, специфику лексики; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия (место расположение тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления), заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической) – особенно по установлению алкогольного опьянения, характере и тяжести телесных повреждений

Представляемые на исследование материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа. Полнота информации, достаточность исходных данных обуславливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов, сокращают сроки исполнения экспертизы. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным.

Кроме того, при проведении СПЭ необходимо обеспечить возможность беседы эксперта с лицом, в отношении которого проводится исследование, в целях его экспериментально-психологического исследования.

 

Материалы, необходимые для производства психолого-лингвистических экспертиз.

При проведении экспертизы могут использоваться текстовые, речевые источники информации, любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психолого-лингвистическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психолого- лингвистическому анализу. Так же необходимы данные об обстоятельствах дела или об иных важных для правосудия событиях, для того чтобы более полно и объективно исследовать  особенности когнитивной и эмоциональной составляющей текста, речи, сообщения и т.д. в рамках определенной ситуации. При исследовании личностных особенностей, эмоционального состояния говорящего  или автора необходимы сравнительные образцы его разговоров или произведений (писем).

 

Приведенный выше перечень вопросов является примерным и для более эффективного использования возможностей данного вида экспертизы рекомендуется во всех случаях при назначении экспертизы согласовывать вопросы с экспертами.

Следует обращать внимание, что к компетенции экспертов не относятся вопросы правового характера. Эксперты не вправе решать вопросы:

-касающиеся правовой оценки деяния и показания конкретного лица (установление соответствия показаний действительности, фактов виновности/невиновности и вменяемости/невменяемости);

-по установлению, было ли сознание затруднено,  каким психическим нарушением вызваны высказывания конкретного лица.

 

Экспертизу проводит  опытный эксперт-психолог, имеющий государственную аттестацию на право производства судебных психологических экспертизы, прошедший подготовку по экспертной специальности, утвержденной Минюстом РФ

(8412) 56-51-18;

56-66-37